Юбилей «Буханки»: 60 лет долгожителю отечественного автопрома - УАЗ-450

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 04 октября 2018

В этом году исполняется ровно шестьдесят лет долгожителю отечественного автопрома УАЗ-450 или «Буханка». Забавно, что за эти годы он практически не изменился, менялась лишь облицовка передней части машины и двигатели с коробкой передач. Впрочем, сегодня я расскажу про то, как создавался этот автомобиль.


Изначально, в 1942 году УАЗ производил полноразмерные грузовики на оборудовании эвакуированного из Москвы завода ЗИС. Они назывались УльЗИС. После завершения Второй Мировой Войны оборудование передали в Миасс, а в Ульяновске наладили сборку знаменитой полуторки ГАЗ АА (это купленные по лицензии Ford AA). Но в силу того, что машина морально устарела, деятельность предприятия снова перепрофилировали. На это раз из ворот УАЗа стали выезжать легковые вездеходы ГАЗ 69. Однако и его конструкцию нельзя было назвать идеальной. Небольшая, хоть и имевшая отличные показатели на бездорожье, машина не отвечала растущим потребностям народного хозяйства. Дорог почти не было, и проехать особенно в осенне-весеннюю распутицу к большинству деревень и сел было почти невозможно. Остро встала необходимость в создании универсального грузопассажирского микроавтобуса, который мог быть и скорой помощью и развозным фургоном и автобусом. Тогда, взяв за основу узлы и агрегаты 69-го, инженеры завода принялись разрабатывать новую для себя машину. Эскизы кузова набросал Владимир Арямов (он был учеником знаменитого Валерия Долматовского), он же разработал и первый логотип, большую букву «У» красовавшуюся на радиаторе. Интересный факт, первый прототип, созданный в 1956 из-за двухцветной окраски кузова, тогда прозвали «Сорокой». Крыша, радиатор и арки колес у нее были черными, а сам кузов белым. Изначально разрабатывалось два варианта машины. Капотная версия и версия с кузовом вагонного типа. После проведенных испытаний, инженеры остановились на втором варианте. Такая конструкция позволяла увеличить полезный объем грузового отсека и при этом оставить у модели компактные размеры. Так что УАЗ-450 можно назвать не только первой самостоятельно разработкой Ульяновского завода, но еще и первой отечественной серийной машиной, с кабиной над двигателем.

Первый прототип имели лишь четыре двери, для водителя и пассажира, и две распашные позади кузова. Именно в те годы за 450-м укрепилось прозвище «Буханка». В отличие от более современной версии, к которой привыкли мы с вами, те УАЗики имели более покатую крышу. Первые, опытные образцы выехали из ворот завода в 1958 году, то есть шестьдесят лет назад. Их отличительной особенностью стали - лобовой стекло с перемычкой (его потом заменят на цельное, и открывающиеся против хода движения двери.

Да, и предприятие сразу разработало три модификации: грузовую, пассажирскую и с деревянной платформой. В 1961 свет увидели «Буханки» с приводом на заднюю ось, а не с колесной формулой 4х4. А к 66-му появились машины с новым индексом 452 и новым мотором, уже не от ГАЗ М20 Победа, а от 21-й Волги. Кто-то скажет, что это одинаковые машины. На самом деле это не так. 450-й и 452-й автомобили разные. Они сильно разнятся по конструкции и трансмиссиям. Впрочем, не буду загружать вас излишней технической информацией. Скажу лишь о том, что Буханка практически в первозданном виде выпускается и сегодня и, наверное, нигде в мире нельзя найти модель, которую выпускали бы так долго. Да, сегодня она уже не соответствует современным представлениям о безопасности, экономичности и комфорте. Но самое главное её достоинство осталось неизменным – безупречная проходимость.



Расписание эфира на сегодня